Senart_artdeco

Об интерьерах и не только...


Previous Entry Share Next Entry
Хрущев, минимализм и еще раз про любовь …
senart_artdeco
senart_artdeco
Совершенно неожиданное объяснение особого шарма наших советских 60-х нашла в статьях американского демографа Николаса Эберстадта, который вот уже более 30 лет занимается изучением …ничем необъяснимой, очень высокой смертности населения в России (СССР), который сейчас превышает европейские показатели в два(!!!) раза.

По мнении исследователя мы больны особенной русской болезнью. Во всем мире, включая страны 3-го мира продолжительность жизни растет, в России вопреки всякой логике – падает. Начался этот процесс с середины 60-х.

Понятно, что при Сталине люди погибали в лагерях в неестественных количествах, к тому же от рук собственного государства. Однако, после прихода к власти Хрущева (1956 г.) разрыв в этом между СССР и Западной Европе стремительно сократился, Ситуация была лучше, чем в Испании и Португалии. К концу 50-х продолжительности жизни в СССР была всего на пару лет ниже, чем в среднем в Западной Европе.

Карл Миданс
фотограф Карл Миданс, 1959г., СССР

Когда убрали Хрущева пошла тенденция, которая продолжается и по сегодня, Единственный промежуток – начало горбачевских реформ, но это это было всего два года, когда остановилась смертность. С каждой возрастной группой ситуация выглядит все хуже. В период правления Брежнева это особо обострилось и перешло уже на женщин.

После краха социализма трагедия вымирания населения страны только усугубилась, В отличие от других стран постсоветского блока, где ситуация стала улучшаться. Только в России этого не случилось. Сейчас в России ожидаемая продолжительность жизни 66 лет. Это ниже, чем в Белоруссии и в Украине. Ниже, чем в Венгрии и Эстонии. Там ожидаемая продолжительность 73,5 года.

Как выясняется, у нас это не связано с благосостоянием. По всемирным показателям самый низкий уровень жизни – это 2 $ в день на человека. В Китае ниже. И экология тут особо ни при чем. В том же Китае некоторые области хозяйствования превращены в пустыни, но средняя продолжительность жизни растет.

Эберстадт связывает это с изменением в настроениях общества и тем, как люди смотрят в будущее. Еще один американский ученый Джон Бушнелл исследовал настроения «среднего класса» во времена Хрущева. Он писал, что с середины 50-х и примерно до начала 60-х в воздухе витало нечто, что невозможно ничем измерить – такие ощущения общества в возможность построить успешную систему и будущее. Увы, после ухода Хрущева, эти настроения себя исчерпали.

Значит, это мнение о моем любимом времени невыдуманное. И даже – не субъективное. Изучали, смотрели, наблюдали. В нашем кино это тоже чувствуется и ловится. Можно вспомнить, как стали снимать режиссеры и операторы город. Москва в фильмах Хуциева «Июльский дождь» (1969 г), Натансона «Еще раз про любовь»(1968) и не Москва, а какой-то небольшой приморский городок в фильме Самсонова «Каждый вечер в 11» (1969), «9 дней одного года» Михаила Ромма (1962).

Кадр из фильма "Еще раз про любовь",1968г.
еще раз про любовь

Кадры из фильма "Июльский дождь", 1968г.
Июльский дождь3

Июльский дождь2

Июльский дождь1

Кадр из фильма "Каждый вечер в одиннадцать",
Каждый вечер в11

Там везде присутствует ощущение хоть очень зыбкого, но счастья. Оно недолговечно, романтично, сталкивается с реалиями, рассеивается и оставляет о себе , что называется светлую память и щемящую грусть.

Если посмотреть на быт, а он там тоже присутствуют, то для городских жителей это среда с минимальным количеством предметов. Да, эти герои стараются не соприкасаться с бытом – все очень заняты своей работой, чувствами, внутренним миром. Но как-то исследователи реалий не учли, что у ученых и стюардесс могут быть дети, родители. Весь сюжет проходит вне этих скучных подробностей. Мне, кстати, это очень нравится . Это кино о молодых и, в общем, для молодых того времени. Но долго на таком внутреннем энтузиазме государство не смогло прокатиться. У общества отняли надежду, предсказуемость будущего и получили колоссальную депрессию, коснувшеюся всего населения страны.

Быт деревни так и не нашел своего честного воплощения в кино. От него концептуально старались уходить. Все было очень тяжело. От деревни много брали, но ничего не дали взамен…

Стремительно растущая урбанизация страны меняла и патриархальные отношения между людьми и внутри семьи. Дети отрывались от родителей, уезжали в другие края, города, республики. Появилось ощущение индивидуального пространства, внутренней свободы.

Мой отец уезжал из белорусской деревни поступать в мореходное училище в Петергофе. Это было начало 50-х. Вспоминает, что когда окончил школу и попросил маму дать что-нибудь поесть, то бабушка заплакала и ушла в этот момент. Есть было нечего… В семье было еще 4 брата, дедушка. Но это ничего не значило, увы. Папа грезил морем. И если бы не военное училище, то никакого документа на выезд он бы не получил. Паспортов еще не было. У сельских жителей появились паспорта опять же только при Хрущеве.

Вот, наверное, я и появилась на свет в это счастливое время, которое в нашей истории демографы еще называют бебибум. Выросли детей войны, и у них стали появляться свои дети.

Итак, возвращаюсь к быту первых хрущевок. Помимо ввода жилья, правительство озадачилось созданием структур, занимающихся проектированием предметной среды. С появлением ВНИИТЭ (институт мебели) в 1962 году был положен конец дизайну единичному, кустарному, полупризнанному. Начался период организации дизайна промышленного.
Так должны были выглядеть интерьеры первых хрущевок в Черемушках по замыслу архитекторов и проектировщиков.

610x484_Quality97_650x516_Quality97_332318_295070220510155_262296740454170_1401920_490494113_o

В Москве и других городах стали проходить выставки зарубежного дизайна. Далее в тексте частично будут использованы фото и иллюстрации из книги Баяр О.Г. «Квартира и ее убранство», которые в свою очередь, были сняты в макетах типовых квартир на ВДНХ и на двух мебельных выставках 1959 и 1961 гг.. Тогда же и проводились конкурсы на лучшие образцы мебели.

Архитекторы в проектных институтах тоже время зря не теряли. Для типовых квартир, рассчитанных, в основном, на 3-4 человека скурпулезно просчитывали использование каждого квадратного сантиметра. Директор ВНИИТЭ Ю. Соловьев вспоминал как быстро старались нарабатывают опыт наши специалисты. В основном? это было посещение специализированные выставок, чаще в Лейпциге и Будапеште. В Москве прошли с феноменальным успехом американская и английская промышленные выставки. Как показывает многолетная практика, своя и чужая - такой живой опыт - это не книжки и журналы смотреть и читать. КПД намного эффективнее и быстрее.

Планировки однокомнатных и двухкомнатных квартир.
122911120

122911118

Первым, что советуют авторы одной из первых книг по интерьеру "Квартира и ее убранство"(1962) - определить постоянное место для сна каждому члену семьи. Да, именно, места, а не спальни. На эскизах варианты размещения мебели в однокомнатной квартире. Принципы мало изменились. Диван-кровать еще долго будет лучшим другом не одного поколения пятиэтажек. Так что, как бы там не подтрунивали над нами иностранцы, что раскладной диван у них используется раз в год для гостей, мы тоже держимся за свои традиции :))
На этих чертежах можно увидеть незаслуженно забытый прием использования раздвижных и складывающихся дверей и даже, штор-ширм. "В общей комнате, где одновременно занимаются и отдыхают несколько членов семьи, иногда желательно отделить альков со спальным место, детский уголок или место приема пищи, рабочее место и угол для отдыха. В этих случаях применяются простейшие переносные ширмы, шторы, свертывающиеся в рулон или раздвижные занавесы".

Эскизы с применением различных перегородок (раздвижные перегородки, рулонные шторы, ширмы, портьеры и пр..)

122911799

122911798

122911797

122911801

Не могу не привести еще одну цитату из книги, потому как она абсолютна актуальна и сегодня:"В современном жилище не должно быть мебели сложной, вычурной формы и с лишними деталями. Основное требование в квартирах современного жилого дома -простота и строгость линии, хорошие пропорции, высокое качество отделки.

I-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели. 1958 год.
Мебель для общей комнаты. Высшая премия.
Авторы: К.К.Бломериус и Б.И.Зингер
Так же первую премию получили авторы мебели Аус, Кала, Умберг (эстонцы?)

ASuPTSPG

II-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели. 1961 год.
На нем больше участвовала организаций, НИИ и даже вузов.
Отмечены как лучшие:
Стеллаж в комнате. Автор Ю.В.Случевский
Набор мебели для детской комнаты. Авторы: ЭССР, фабрика "Стандарт"

1

В целях создания ощущения наибольшей свободы в комнате должно быть отдано предпочтение светлым тонам древесины, подчеркивающим легкость и изящество рисунка мебели. Новые методы технологии обработки древесины, применение прозрачных синтетических лаков улучшают декоративное качество древесины - выявляют естественную красоту ее текстуры и цвета. Интенсивные тона протрав, темные, темно-коричневые, свинцово-серые, применявшиеся в прошлом для обработки древесины (черный и серый мореный дуб, темный орех), придававшие мрачный колорит помещениям квартиры, уступают место светлым тонам. В отделке мебели следует отдать предпочтение мягкой отделке под "воск". Зеркальная полированная поверхность, отражающая другие предметы обстановки, своим блеском вносит беспокойную ноту в интерьер".
Сегодня самые экологичные и изысканные направления в мебельном производстве, как в высоком, так и массовом, вот уже лет 5-7 держатся на этих принципах. В общем, настоящее никогда и не выходило из моды.

Из личного архива...

img166

В одной комнате находилось место и для детской мебели. Никакой хохломы! Светлое неполированное дерово, ножки из гнутой фанеры. Было даже детское кресло-качалка из этого же набора. здесь же и любимое красное кресло на ножках. А справа появилось складное кресло-кровать вместо манежной детской кроватки.

img159

Конечно, ну какая же квартира военных без ковра на стене! :)) Но мама как-то элегантно им прикрыла или диван, или кровать.
На втором фото с мамой совсем даже не папа:)) , друг семьи, дядя Саша. Удивительного обаяния человек. Помню, что мне он очень нравился.
Улан-Удэ.1967 год.

img167

img156

Вообще, создание мебели в этот период проходило под знаком экономии пространства. Отсюда и мои любимые ножки, скругленные углы у столов и столиков, иногда совмещенных с лампой. Свободные стены. И если уж вешалась живопись, то для этих квартир внедрялась графика, король жанра 60-х – эстамп. Художники до сих пор вспоминают то благословенное время, когда по всей стране существовали художественные фонды, делавшие заказы от копий Крамского "Незнакомка" до, как только что написала, эстампа. У нас, кстати, над моей кроватью долгое время висел "Девятый вал" Айвазовского – папа все же моряк)

Благодарим нашего фрэнда STAROGITNOSTI за возможность использовать материалы книги Баяр О.Г. "Квартира и ее убранство", 1962 г.
http://starogitnosti.livejournal.com/869620.html
Tags:

  • 1
О, Наташа, я еще под впечатлением вашего прошлого поста про хрущевки!
И все думаю, почему этот быт не прижился, или не привился?

Неужели некоторый бытовой аскетизм нам напрочь не свойственен?



Edited at 2013-03-30 10:09 am (UTC)

Я для себя сделала несколько выводов.
Первое, самыми удачными предложениями были интерьеры прибалтов. А это эстетика протестантизма. Лишнего они как раз не любят.
Второе, то что такие квартиры не предполагают проживания нескольких поколений. Некуда складывать артефакты бабушек и дедушек. Квартиры для молодых, полных сил и здоровья людей. Для мобильных, сегодня здесь, завтра - там.
Вот такие противоречия.
Наверное, наша нация в силу просторный или бескрайних пейзажей, на маленькой территории не хочет видеть пустоты:)) Какое же в этом счастье, если пусто ?:))

Все эскизы выглядят так современно! Как-то перекали каются они с современной Икеей, , или мне так видится просто....

А я всю жизнь борюсь с захламлением, прям с юности, еще с родительского дома, и теперь постоянно с мужем и детьми спорю -выношу, раздаю ненужное и лишнее. Меня в семье не понимают часто. Но когда приходят гости, все отмечают -хорошо, просторно, пусто, много воздуха ) в общем, эстетически нравится, но на практике тяжело отрезать лишнее, видимо, большинству)

Эскизы - улееет! Это правда. Сейчас так и не сделают. Мне иногда очень жалко каких-то вещей - винтаж:)) Но это касается не одежды. Грешна, тоже захламляюсь, а разгребать так не люблю. Просто физически страдаю:)) Думаю, что здесь больше наша лень срабатывает, чтобы никуда ничего не девать.
ИКЕЯ - это серьезная концепция. Товары - товарами, но в первую очередь, они продают стиль или даже образ жизни. И тоже протестантский скромный ход.

Какой прекрасный рассказ! Спасибо! У нас почему-то дома всегда было много книг с такими же как в посте иллюстрациями. Мебель, планировки... Очень их любила рассматривать. Отдельное спасибо за кадры любимых фильмов.
Оказывается бытие способно не только определять сознание, но и сокращать сомое себя, если "заел быт":)

Благодарю. Вообще, старалась:)) Быт нас вытесняет. Кстати, это даже психологическая проблема. На самом деле нам не так уж и много надо на наших площадях, а воздух просто необходим.
Но как написала Марина выше о знакомых, а куда деть рояль и байдарку?
Вы обратили внимание, что более поздние фильмы оставляют чувство глубокой депрессии, в том числе и от отсутствия красоты вокруг героев?

А батарея! А пылесос "Ракета"! А торшер с пластмассовым абажуром!
Идею ширмы и в наше время можно взять на вооружение.
Высокая смертность кроме всего прочего объясняется еще алкоголизацией населения. И питались советские люди неправильно, овощей и фруктов в рационе было катастрофически мало, а макарон и жареной картошки много.

Про ширмы и перегородки в следующем посте сделаю побольше подборку эскизов и фото.
Недавно пыталась вспомнить, чего же мы в те годы ели. Ничего особенно, дети каши. Взрослые, да, первое, картофель, макароны, мясо нечасто. А его и не любила:)). Но, вообще, в то время ели очень мало. Это как раз помню.
Светлана, погуглите интервью этого американца, особенно в Снобе. Он там и по поводу алкоголизма очень убедительно пишет. Нет, русские больны "русской тоской" от отсутствия цели, идеала, еще чего-то такого нематериального:((

Все эти выставочные проекты конечно замечательны (без иронии), но в реалиях в очереди на приобретение мебели стояли годами. Моя соседка ждала гарнитур 15(!) лет. Они с мужем были людьми пожилыми, муж вскоре умер, не насладившись красотой. Не говоря уже о том, что за эти годы мода на мебель хоть немного, но менялась.
Возможно, что в Москве и в семьях военных была другая ситуация. Но у нас было так. Еще один выход- купить по блату, у кого он был, хорошо переплатив. Помните "Иронию судьбы?", кто сколько дал сверху? Я говорю о семидесятых, шестидесятые не могу анализировать, поскольку была еще мала думать на такие темы.
Просто люди в те годы жили надеждой, что жизнь будет все лучше и лучше. После войны-то конечно есть, с чем сравнивать. Любое жилье и еда были спасением.
А с тем, что этот минимализм во сто крат лучше особняка Брынцалова, согласна. В последнем лично я бы просто не выжила:(((
Какая красавица Ваша мама!

Да, все это сверху очень хорошо помню. Жили в этом. Военные чуть больше получали, чем гражданское население. Но никакх распределителей у них не было:))Но было одно но, у жен часто не было возможности устроиться на работу, не все же в городах. И тогда вся семья жила на одну зарплату.
Позже я напишу о 70-х. Не люблю их. После явных удач в 60-х, именно проектировщики придумали эти чудовищные стенки-гробы, тяжелую мягкую мебель. Все это поставили на поток. Самое отвратительное, что можно только придумать в мебели - это ГАРНИТУР. И покупатели как-то перестали думать, чувствовать стиль. Ведь в продаже же это было, и безвкусицу уже предлагали специалисты. Гонялись ведь за тем, что модно. Ну, да блат, куда же без него:)) Но у нас было другое происхождение мебели - из Березки:)) Папа вернулся из Вьетнама, платили сертификатами. Вот мама и купила несколько предметов там. По-моему, происхождение нашей мебели из ГДР. Но сколько же она пережила переездов из одного конца страну в другую, и при этом прекрасно служила до середины 80-х. Немецкое качество - это да.
Мама была очень стильная и красивая. Спасибо.

Я думаю, что проекты 60-х и реалии 70-х- это таки две большие разницы. Как китайский товар раньше, в годы дружбы с Китаем, и сейчас.

Исследования американского демографа - настоящее открытия. И как легко поверить в причины, ведущие к этой ситуации, а ведь, профилактика заболеваний была в те годы, не то, что сейчас. Профосмотры и пр. и у взрослых и у школьников. В кино меня минимализм поражал. Как просто жили люди, думала, я. Фильмы все смотренные-пересмотренные и любимые.

Иллюстрации мне даже нравится. Самое занятное, что стелаж "на просвет" на двух штангах с полками и тумбой внизу мы воплотили в общаге, отгородив комнату от входа и как бы прихожей. (Ещё та эпопея:)

А мама с папой счастливые. Какое красивое фото и они. Ковры. Чрезвычайно интересный материал, особенно дополнения из личного архива. Замечательная серия получается.

Студенты обычно люди продвинутые:)) Интуиция подсказала зонировать пространство.
На фото не папа - друг семьи. Очень симпатичный человек. По-моему, мама ему очень нравилась:))
Не наскучила?

Интерьры - интересная часть безусловно, тем более многим знакомые. Вспоминается своё. Хотя я 60-е плохо помню. Но узнаю.

Мне кажется настоящим именно это время, все, что было после как ненужные наслоения. Может и прав американец, что-то неуловимое ушло из нашей жизни. И Быт стал тоскливым и тяжелым, с не организованным пространством.

Спасибо! Очень точно про настроение и взгляд в будущее, как они отражаются на человеке

Сколько не смотри "Еще раз про любовь", а люди и Москва все равно другие:((

скоро материала на пару своих книг наберётся.
"Автобиография в домах и ландшафтах"

Да, нет. Личных фото того времени у меня немного. И даю их сюда, чтобы убедительней было, что советский интерьер - он разный. И совсем не такой, каким видится сейчас большинству. А очень даже стильный и не мещанский:))

Edited at 2013-04-01 04:16 pm (UTC)

Спасибо огромное! Замечательная лёгкая мебель на ножках- которую легко переставлять и под которой легко мыть полы! :)) Еще увидела мои любимые шторы в горизонтальную полоску, как же мне эти полосы горизонтальные нравятся. А еще, напомнили замечательную идею спускать ковёр со стены на диван. Мило :)

Этими постами о 60-х мне хотелось показать, что интерьеры того периода были очень профессиональными. Зарождалась интересная и большая индустрия. И многие люди это здорово воплощали у себя. Обычные горожане с разными возможностями. Все вполне в контексте европейском - и ножки, и ткани на окна, и букле на обивку кресел, и даже зонирование пространства. А потом, уже с 70-х как-то все быстро ушло в перегруженную пошлость, мещанство и апофеоз - стенки :)) Мне самой интересно почему этот крен случился.

"К концу 50-х продолжительности жизни в СССР была всего на пару лет ниже, чем в среднем в Западной Европе."
..........................................
В это трудно поверить...
Уровень жизни был все-таки катастрофическим, намного ниже, чем в Зап. Европе. Соответственно и уровень здравоохранения и обеспеченности прочими благами - едой, жильем, и т.д.

Да, наверное. Приняла на веру исследования Николаса Эберстадта :)). Очень убедителен.
Это просто мои маленькие эссе на тему нашего послесталинского быта. По первой специальности я хоть и историк, но искусств. После МАРХи занимаюсь интерьерным проектированием. Вот и пытаюсь саме себе объяснить вкусы и предпочтения сегодняшних заказчиков и отдать должное уважение специалистам 60-х. Ну и найти интересные материалы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account