?

Log in

No account? Create an account

Senart_artdeco

Об интерьерах и не только...


Previous Entry Share Next Entry
Однокомнатная хрущевка или вербальный дизайн.
senart_artdeco
senart_artdeco
Интересно, когда вы впервые услышали слово дизайн и это загадочное :)) - дизайнер. В профессиональном кругу то, что мы сейчас так называем звучало как техническое или художественное проектирование. В некоторых вузах с началом массового строительства были открыты и соответствующие факультеты, например, в Строгановке он назывался "промышленным искусством". Ну тенденция ясна - поближе к промышленному, подальше от частного:)) И тем не менее, под минимальные метры хрущевки все же нужно было предложить концепцию существования в крошечном пространстве, да и предметы тоже.
Я про дизайн квартиры услышала еще школьницей где-то в конце 70-х в Таллине. Мамина приятельница как-то общалась с интересным человеком, который предложил ей свои услуги в оформлении ее квартиры всего за .... 1000 рублей! Что можно было такого загадочного сделать в двухкомнатной квартире за такие деньги тогда никто даже не представлял.
Наверное, коренные жители Эстонии или таллинцы все же были ближи к пресловутому дизайну, хотя так его еще не называли. Семьи военных, даже, если они и не жили в закрытых военных городках (наш случай) тяжело адаптировались на местности:)), то есть почти никак. Тысяча рублей года так 1978 - это почти годовая минимальная зарплата (80 рублей самая низкооплачиваяемая работа). 140 рублей в месяц в среднем получал дипломированный специалист.

Шкаф-перегор. 6

Те материалы и фото об интерьерах, которые удается найти, восхищают. Если все-таки уйти от политики и немного забыть о том, что руководство страны, как всегда, относилось к населению, как к тяжкой повинности и тягловому скоту, то те оригинальные решения, которые предлагались проектировщиками были и утилитарными и эстетичными одновременно.

210916638

И опять хочется вспомнить фон, на котором разворачивалось строительство хрущевок. Ссылаюсь на книгу Д.Хмельницкого "Милютин". В планах сталинских пятилеток не входило строительство массового жилья. И после войны продолжали строиться вызывающе дорогие и помпезные комплексы, как то Крещатик в Киеве. Что касается благоустройства жилых домов , то "... водопроводом было обеспечено в 1940 г. - 47% жилой площади в советских городах и рабочих поселках, а в 1952 г. - 46%; канализацией - соответственно 40% и 41%. То есть, в 1952 г. 54% жилой площади в городах находилось в домах, не подключенных к водопроводу, 59% - к канализации "...
Удивительные иногда бывают совпадения. Например, знаменитый сейчас Миланский мебельный салон (не поклонник этого мероприятия) впервые прошел в 1961. Скромное было мероприятие, с участие 20 компаний. В 1961 же году образовалась мебельная фабрика Шатура. Что она делает сейчас понятно, а вот любопытно было бы где-нибудь найти фото тех изделий. Старт в один год, а какая разница:)) А в 1958 на 1-ой Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы бытовой мебели для новых типовых квартир были представлены образцы с учетом рационального использования площади пола. Мебель не должна была превышать 28-33% этой площади. Вот, кстати, никогда не задумывалась, а сколько места в процентном соотношении должна занимать обстановка. Все как-то на глаз. А в наборах секционной мебели были заложены основы понимания решения интерьера. Уже на первых этих конкурсах появилось то, что прочно сейчас ассоциируется с советским бытом - стенка.

шкаф-перегородка 3

Шкаф-перегородка 7

встр-шкаф 1

1

А ведь ничего не предвещало беды:)) Одной из идей разделения комнаты стал шкаф-перегородка - одновременно стена и мебель. Предлагали их размещать между смежными жилыми комнатами или между комнатой и кухней. Как идея в какой-то конкретной ситуации, почему бы и нет? Но уже в середине 70-х - это стало тотальным бедствием. У меня одно из объяснений, что корпусную мебель делать значительно легче. Не надо придумывать ножки, формы, фактуры и прочее. Бери ДСП и клепай оптовый план. В результате предприятия имеют заказы, на стенки записываются в магазинах в очередь на несколько лет. Ну и так далее. Наверное, исполнение мебели должно быть разным - и крупными фабриками и маленькими ателье-мастерскими. Но Хрущев же закрыл все производства, которые были вне государственной структуры. Имею ввиду промкооперацию, о которой уже писала в первом посте о 60-х.
Все-таки гений конструкторской мысли, я без иронии, смог внедрить одновременно в однокомнатную квартиру подобие гостиной, столовой, спальни и даже кабинета .

210916617

5

2

В основу планировки ставился один или несколько композиционных центров.
Вот так например пишет Баяр о книжных шкафах:"... Удобнее, если книжные шкафы будут невысокими, подход к ним оставлен свободным и каждую книгу удобно достать с любой полки. При необходимости экономить место допустимо устраивать высокие книжные шкафы. Книжный шкаф можно поставить возле тахты или дивана, хотя доступ к книгам не очень удобен, но в маленькой комнате это имеет свои преимущества".
Одним из существенных требований к мебели являлась ее соразмерность площади комнаты. В современных квартирах, где высота потолков невелика высота крупных предметов мебели также предполагалась невысокой. Низкая мебель создавала ощущения простора и не загромождала ее. А с уменьшением высоты мебели изменяется форма и общие пропорции отдельных предметов.

210916632

210916631

210916618

Предлагалось в общей комнате следующий набор предметов - небольшой буфет или сервант, раздвижной обеденный стол, несколько стульев. Желательно добавить к этому диван и удобное кресло. Письменный стол рядом с окном и книжными полками.

3

Мне пока не попались конкретные вещи с указанием конкретных производителей того времени. Ищу. Скажу лишь, что работой были обеспечены не только наши мебельные большие фабрики, но и этот сектор производства у соцстран. Как иногда пишут, в 60-е у нас все производство в стране было станковое (читай единичное) и носило скорее идеологический характер - план плюс мудрость решения партии. А дизайн - это искусство материальной культуры. Тогда он был в основном явлением умственным, вербальным, нежели визуальным. Остроумно, конечно, особенно про вербальный дизайн, учитывая те выставочные фото и эскизы, которые мы тут выкладываем. Но все было так и не совсем так.

Надеюсь, не вызову классовых настроений, но так получилось, что у нас несколько предметов мебели в доме - кресло-кровать, два кресла на ножках, секретер и диван-кровать были из "Березки". Ну, вот так получилось. Папа воевал во Вьетнаме и на эти бонны или сертификаты, кто-то покупал машину, кто-то одежду. Мама, вот, мебель. Была она вся производства ГДР. Ох, и качество все же предлагали немцы. Один раз она приехала из Москвы в Улан-Уде, потом, обратно в европейскую часть страны, в Калинин (Тверь), далее на остров Сааремаа, и пережила еще пару переездов по Эстонии. И ничего ей не сделалось до середины 80-х. А ту мебель, которые тогда предлагали наши производители, также выдавали, как относительно временную. Срок эксплуатации шкафов - максимум 25 лет, мягкой мебели - 8 лет. Но стольких и таких перехдов, как наши, она бы не выдержала и пяти лет. Если бы еще советские фабрики делали ее из качественно материала с интересными фактурами под воск. Но ведь все было под лак, полировку. Вот и подумаешь, во что имеет смысл вкладываться - в дорого и качественно или наоборот...

Мама и любимый немецкий раскладной диван. Обивка уже не родная. Да и дивану здесь уже лет 15. Раскладывался по-прежнему безукоризненно.
Своя ткань - легкое букле цвета "мокрого асфальта" или антрацит:))

img153
Tags:

Весьма любопытные примеры обстановки в однокомнатной квартире. Кровать и диван предлагается ставить ближе к окну. Но там обычно дует, особенно от балконной двери, особенно со старыми тонкими стенами и оконными рамами. С другой стороны, у окна хорошо стол располагать. Хотя вот сейчас сижу за компьютерным столом около окна и дует, хоть и не пятиэтажка, и окно - деревянный стеклопакет

Наверное, архитекторы не озадачивались качеством строительства. Исходили из идеальной ситуации, когда и строители хорошие и материалы качественные. Хотя стыки в стенах между блоками - это и сейчас самая трудная и плохо решаемая задача. А окна раньше заклеивали :))

Edited at 2013-04-05 09:46 am (UTC)

Может, вам будет интересно - сканы картинок из польского издания Современная мебель 1966 года.
Всего 14 штук - http://fotki.yandex.ru/users/mary-koshkina/album/99786/

Спасибо. Чудесный подарок. До соцстран тоже хочу добраться. А поляки - талантливая нация. Обожаю их кино этого периода. Тоже, конечно, выставочно-вербальный дизайн, но судя по фильмам, все это неплохо внедрялось и в польский и в наш быт.
Интересно, а текст там был какой-нибудь?

мамино платье- контрольный в голову) красота!

Это длинная юбка с поясом-корсаж и платок из этой же ткани. Мамина сестра с Дальнего Востока прислал дефицитную японскую ткань на ... шторы, но для штор ее оказалось маловато, а вот для вечернего наряда - самое то. Спасибо за теплые слова:))

Роскошная статья, спасибо. Читаю и рассматриваю с удовольствием. Вот интересно, полки Нильса Стриннинга когда дошли до России? У этой мебели сейчас настоящий Ренессанс... А вот мерзкие стенки вспоминать не хочется, как вы правильно заметили- плохое качество и лак. ://... Фотография с мамой замечательная, а платье- просто сказка!

Спасибо большое, особенно за маму. Фото и правда, солнечное и очень удачное.
Именно, про Стриннинга не знаю, но могу предположить. Он же швед, а Икеа начала свое развитие с конца 40-х годов. Думаю, что без Икеа не обошлось. Как тогда могла эта сеть сотрудничать с СССР не знаю, но в 90-х был большой скандал, связанный с производством мебели для Икеа, как раз в конце 60-х в ГДР. Как сейчас говорят, пикантность состояла в том, что многие заказы исполнялись политическими заключенным ГДР... Якобы руководство Икеа об этом знало, и это как-то не вписывается в протестантский и гражданский кодекс чести знаменитой шведской компании.
Могу сказать по Эстонии, что абсолютно точно многие находки скандинавов воплощались на прибалтийских производствах, например, знаменитая табуретка Аарно Сааринеен - три ножки, круглое сиденье. Пытаюсь искать эти материалы.

Статья просто великолепная!!! и очень много красивых и стильных вещей - дизайнерских. спасибо!!!

Благодарю:)) Во Франции, знаю, тоже сейчас очень полюбили этот минимализм, особенно, в антикварном исполнении. Авторские вещи этого стиля вообще потрясающе красивые.

Edited at 2013-04-05 12:00 pm (UTC)

Ага вижу, что это не платье, ну да это ничего не меняет :)

:)) Была милая история с этим нарядом. В Дом офицеров приезжала на свой творческий вечер Наталия Фатеева. Увидев маму в таком наряде в фойе, притормозила, улыбнулась и поздоровалась:)) Наверное, для начала 70-х - это был отпад:))

Платье просто - ах! Ещё, учитывая какая и откуда ткань.
Немецкие механизмы очень надёжные, факт. Не знала, что советских стенок 70-х такая предистория, иная функциональная нагрузка. И эскизы планировки и эскизы очень интересно рассматривать. Спасибо за пост. Фото из личного альбома такая трогательная деталь и делающая рассказ живым, личностным что ли.

Историю с собственной мебелью меня убеждает, что лучше вложиться в хорошее качество, еще и потому это даже выгодно, что такие предметы красиво стареют и станут антикварной ценностью. В отличие, например, от нежно любимой мной Икеа. Ее вещи практически не рассчитаны на долгую жизнь. Ставить или не ставить личные фото немного сомневалась, но потом решила, что ведь тоже часть истории всех нас.

Наташа, спасибо ! Статья просто прекрасная!
Мамина фотография-замечательная! Мама -красавица и наряд очень красивый!


Мама - да:)) Наряд из несостоявшейся шторы японского текстиля:))

выменяла в детстве у подружки несколько гдровских журналов по интерьеру 70-х годов - оч. интересные квартиры без всяких стенок. у меня стоит с советских времен диван (куплен в 89-м) - тоже никаких проблем с обивкой

По-моему, в некотором гдровском социальном, то есть массовом жилье квартиры были еще меньше, чем у нас. Практически отсутствовали кухни. То есть это были крошечные уголки соединенные с гостиной. Куда уж здесь стенки городить. Но я пока не нашла литературу об интерьерах бывших соцстран. очень жалею о своих интерьерных потерях. Переды, конец страны, конец 80-х... Какие уж тут кресла,хотя... как друга бросил.














Какой огромной казалась в детстве 3-х комнатная хрущёвка...
Чудная фотография с мамой! Какие шикарные наряды умудрялись наколдовать наши мамы.

Наташа, я не забыла о вашей просьбе ) На следующей неделе покопаюсь в публикациях

Мне тоже:)) Хоромы:)) Кусок ткани был почти квадратным, так что сам сложился по косой в
длинную юбку. Ткань, наверное, это называлось тонким трикотином, японская. Синтетика, конечно, но вызывающе броская. Шторы были бы - улет для начала 70-х.

на все вопросы, какие хотела задать - уже ответили)) Ох, люблю такие посты! Да еще с фотографиями. И сколько предметов на этих фотографиях теперь в тренде.

интересно, спасибо!
но все же какое это издевательство над людьми - однокомнатная квартира на семью из трех человек! :( наверно поэтому в ссср не было секса :))))

Что было до строительного бума хрущевок.

Издевательство - это жить в бараке, в лучшем случае в коммуналке, без воды и туалета, без каких-либо перспектив на будущее. До Хрущева строилось только элитное жилье и бараки... Все было, просто не знали, что это так называется:))

Потрясающий обзор. Спасибо!

Спасибо. Еще будет:))

Edited at 2013-04-06 09:06 pm (UTC)

Возможно ваша статья и была бы недурна, если бы не политические моменты.
ну очень не понравились:
-извечное самобичевание и восхваление инородного.
"коренные жители Эстонии или таллинцы все же были ближи к пресловутому дизайну".
Уважаемые, до начала советской власти у эстонцев и институтов не было. А до 17 года вообще 100% безграмотное крестьянство. А каком вкусе вы говорите?
Пусть скажут спасибо советской власти, которая развила их таланты, вытащив из коровника.
-тяговой силой человек является сейчас. А во времена развитого социализма (не берем постройку беломорканала любителями анекдотов) работали гораздо меньше, чем "горбимся" сейчас.

ну и последнее. Ничегошеньки в совках не было... только книга у вас скопирована с советского периода.

Интерьеры 60-х годов это отдельная тема. Я обожаю этот период минимализма и изящества. Его можно проследить -т.к. теперь история -во всех фильмах и советских и зарубежных тех годов.
Возьмите хоть Приключения Шурика, хоть фильмы с Луи де Фюнесом о жандармах.
А еще осталось большое кол-во фото.

А я и не претендую на абсолютные знания. У Вас может быть другая точка зрения.
По поводу Эстонии. Вы так немножко забыли про Дерптский университет. Кузницу кадров, особенно, медицинских для дореволюционной России. До революции в Эстонии не было своей национальной аристократии, это точно. Но после войны, как раз с вузами все стало в порядке.
Таллинское хореографическое учлище - год основание 1946
Таллинский педагогический ин-т - 1919
Таллинский политех - 1914
Таллинский художественный вышел из архитектурного отделения Политеха, как раз в начале 50-х. И одними их первых профессий там были архитектор и дизайнер.
Крестьянство было безграмотным не только в Эстонии, но и в России.
Так что дружно все скажем советской власти спасибо.
Про совок у Вас свои воспоминания, а у меня свои.
Спасибо, что зашли.

Edited at 2013-04-07 05:57 am (UTC)

(Deleted comment)
Да, в СССР были профессионалы. Сейчас у нас, в основном, бездари-дилетанты на поприще дизайна подвязаются. Пишут с ошибками, не то что... Поэтому и пытаются лабать под Родченко :) А в рекламном дизайне - под Маяковского. "Делать надо под себя", как говорил Маэстро :)

Ну,да:"Не делайте под Маяковского, делайте под себя!" :))
Уважаю тех наших профи.